www.osvita.org.ua
Статті з питань освіти // Выбираем курсы иностранных языков
Освiтнiй портал™
Головна
Новини освіти та науки
Події освіти та науки
Статті з питань освіти
Архів статей
Довідник ВНЗ України
Дистанційна освіта
Навчальні курси
Освіта за кордоном
Бізнес-освіта, MBA
Абітурієнту
Студенту
Болонський процес
Зовнішнє тестування (ЗНО 2014)
Середня освіта. Підручники
Законодавство
Періодичні видання
Каталог освітніх сайтів
Бібліотека
Реферати, курсові, дипломні
Профорієнтація молоді
Робота освітянам та молоді
Освітній форум
Зробити портал кращим!
Ефективна реклама
Выбираем курсы иностранных языков
Интенсивные курсы, или же экспресс-курсы, - довольно популярный "жанр" языковых тренингов. Но, к сожалению, ни школы, ни их клиенты - за немногими исключениями - не понимают, что же такое "интенсив".

Мнение, что интенсив - это "то же самое, но быстро", очень распространено. Люди, приходящие на интенсивные курсы, готовятся зубрить неправильные глаголы, делать упражнения и получать нагоняи в двойном, а то и в тройном количестве. К тому же самому готовятся и преподаватели. Но на самом деле интенсивное обучение - это не только "быстрое" обучение.

Интенсивное обучение существует давно. В своем современном значении этот термин впервые употребил болгарский психолог и педагог Георгий Лозанов. Разумеется, "быстрые" программы существовали и до него (дворянские дети учили язык каждый день - чем не "интенсив"?). Однако Лозанов предложил особый метод подачи материала, при котором "включаются" не только сознательные, но и подсознательные процессы в мозгу учащихся. Условно говоря, участники процесса должны находиться в "полугипнотическом" состоянии. Они отвлекаются от своих будничных забот и от страха перед "сложностью" предмета. Цель преподавателя - помочь учащимся творчески раскрыться на уроке, создать атмосферу одновременно и рабочую, и расслабляющую.

Как это выглядит?

Остановлюсь только на некоторых особенностях интенсивных занятий.
1. "Настоящие" интенсивы строятся на основе разыгрывания ситуаций из реальной жизни, т. е. на так называемых ролевых играх. Именно они позволяют достичь эмоциональной вовлеченности учащихся, активизировать их внутренние резервы.
2. На таких занятиях обычно не делают письменные упражнения - сразу нарушается атмосфера свободного общения.
3. Тренинг обычно имеет очень четкую структуру, а переход от одного задания к другому строится в определенной логической последовательности.
4. Все задания должны быть выполнимы. Если требовать от учащихся невозможного, у них сразу же появятся мысли о том, что они "неспособны к языку", что "все слишком быстро", "лучше начать с алфавита" и т. д. Это не значит, что задачи должны быть простыми. Но преподаватель обычно подсказывает аудитории способ выполнения задачи, своим примером демонстрирует, что все его требования реалистичны.
5. Атмосфера на хороших интенсивных курсах кардинально отличается от атмосферы в "обычных" группах. Интенсивная группа-это не просто набор людей, случайно оказавшихся в одном и том же месте в одно и то же время. Это - единый организм, который в игровой форме переживает одну за другой разные жизненные перипетии. От членов своих групп я настойчиво добиваюсь того, чтобы они не пропускали занятий. Если кто-то не пришел на урок, значит, он пропустил целый "кусок жизни" группы, значит, другим участникам его будет недоставать. Если каждый человек будет понимать, что он незаменим в коллективе, у него сразу же повысятся мотивация и удовольствие от обучения.
6. На интенсиве должно быть много реквизита, пусть даже очень условного. Если вы разыгрываете ситуацию в ресторане, вам понадобятся меню, деньги, кредитные карточки. Если ищете дорогу в незнакомом городе, нелишне будет держать в руках правдоподобную карту. А если реквизита нет, значит, преподаватель плохо подготовился к занятию.
7. На таких курсах, если они идут чаще, чем три раза в неделю, не должно быть домашнего задания. Соответственно на каждом уроке необходимы "расслабляющие" элементы, которые выполняют функцию домашнего задания, - разгадывание кроссвордов, составление фраз из предложенных слов, тренинги на повторение.
8. Интенсив не может быть скучным. Это не значит, что все должны падать со смеху. Но усталость и плохое настроение - признаки непрофессионализма преподавателя.

Преподаватели

Изо всего перечисленного понятно, что основной момент интенсивного обучения - это личность преподавателя. Если он просто пытается впихнуть в головы учащихся побольше материала, то работает вхолостую. Интенсив действительно должен быть насыщен новой информацией, но задача педагога - пробудить у учащихся живой интерес к ней, а вовсе не обрушить на аудиторию поток новых слов и форм. К несчастью, даже в самых лучших "интенсивных школах" есть не очень квалифицированные преподаватели. Они, конечно, рано или поздно отсеиваются, но при этом успевают загубить одну или две группы.

Первый признак хорошего преподавателя-"интенсивщика" - свобода обращения с материалом, способность сделать нечто из ряда вон выходящее, вызвать вас на игру. Если преподаватель-мужчина спокойно и весело рассказывает вам историю от лица маленькой девочки, - это хороший признак.

Вторая важная вещь - готовность помочь.
Если вы не чувствуете постоянного внимания к себе со стороны преподавателя, то перед вами плохой педагог.

Когда нужно идти на интенсив?

Во-первых, начинать изучение языка лучше именно интенсивно. Дело в том, что хороший интенсивный курс не только надежно и быстро проведет вас через самые проблемные моменты, но и заново научит учиться, поможет избавиться от "школьного" подхода к изучению языка.

Во-вторых, интенсив дает прекрасную возможность "разговориться", например перед поездкой за рубеж.

И, в-третьих, интенсив всегда означает хорошее настроение. Если вам кажется, что изучать язык сложно и неприятно, то советую попробовать именно интенсивный курс.

О чем спрашивать?

1. Чем интенсив, собственно, отличается от обычного курса?
За счет чего достигается быстрота обучения? Возможно, вы не всегда поймете отдельные методические тонкости, но само наличие озвученного ответа - хороший признак.
2. Каково количество человек в группе?
Если их меньше пяти, то это плохо. Интенсивные занятия - всегда групповой тренинг, иначе они утрачивают всякий смысл, исчезает свойственная им особая энергетика. Максимальное количество учащихся, на мой взгляд, - десять, идеал - семь-восемь.
3. Какой учебник используется?
Это должно быть специальное пособие, желательно разработанное в самой школе. Обычный курс можно вести по материалам для интенсивного, но никак не наоборот.
4. На каком материале построен курс?
Хороший ответ предполагает перечисление отнюдь не грамматических тем, а тематических ситуаций - "Знакомство", "В аэропорту", "В ресторане" и пр.

Источник: Журнал "Я-Перший", № 1-2(14), 2009

Схожі за темою публікації
Як правильно вибрати навчальні курси?
Обережно курси!
Курси чи репетитор
Как правильно выбрать языковые курсы?
Міфи про курси з підготовки до GMAT і TOEFL
Що заважає швидко вивчити англійську і які мовні курси обрати
2009-12-08  |  Автор: Андрей Логутов

Віповідальність за зміст публікації несуть їх автори, думка редакції сайту "Освітній портал" може не співпадати з думкою авторів публікації.

Увага! Ви можете обговорити матеріали цього розділу в форумі
або запропонувати власний матеріал для розміщення на сайті.

Для отримання статей поштою Ви маєте зареєструватись
та налаштувати параметри розсилки в персональному акаунті.

Всі права належать
Освітній портал™ 2003-2019рр.

Дизайн порталу: Стильная Студия